Современное программирование предлагает пользователям использовать самые разнообразные языки программирования. Но основой основ является Паскаль.Данный язык был разработан в 1971 году в Университете Цюриха профессором Никлаусом Виртом. Его предназначение изначально было учебным. Имея достаточно четко выраженную структуру и систему предоставления данных Паскаль имел ограничения в функциях ввода - вывода, при создании подпрограмм.

Переменные

Переменные - поименованные значения, которые могут изменяться в ходе выполнения программы. Их описание выполняется в разделе описаний программы, указывая идентификатор переменной и ее тип. Обращение к переменной происходит по идентификатору.

Синтаксическая диаграмма конструкции <Объявление переменных>

Тип переменной определяет набор значений для данной переменной, размер и операции, которые могут над ней выполняться.

Классификация типов переменных.

На рисунке изображена классификация типов переменных в Borland Pascal. Согласно ей различают следующие типы:

1. Структурные переменные.

2. Простые (скалярные) переменные - описывают упорядоченные наборы значений. Делятся:

а) Вещественные типы переменных - с условно бесконечным набором значений. Используются для представления чисел, содержащих дробную часть. Во внутреннем представлении мантисса и порядок хранятся отдельно, причем, количество разрядов под мантиссу и порядок регламентируются типом числа. Следовательно, обработка вещественных чисел в компьютерах выполняется с определенной точностью, зависящей от количества двоичных разрядов, отведенных для размещения мантиссы. Количество разрядов для записи порядка числа определяет диапазон чисел, для представления которых можно использовать разрядную сетку данного типа.

Характеристики вещественных типов переменных в Паскале

НазваниеОбозначениеКоличество десятизначных цифрДиапазон изменеия порядкаДлина внутреннего представления, байт
ВещественныйReal11...12-39...+386
Одинарной точностиSingle7...8-45...+384
Двойной точностиDouble15...16-324...+3088
РасширенныйExtended19...20-4951...+493210
"Большое целое"Comp19...20-263+1...263-18

Примечание:

* Для работы с любыми вещественными типами (кроме Real), требуется установка особого режима компиляции (указание директивы {$N+} или соответствующей опции компилятора)

* Для типа Real используется самая медленная арифметика.

б) Порядковые типы переменных - набор значений, имеющий начало и конец. Подразделяются:

  • Перечисление - данный тип переменных может принимать только заданные программистом значения. Перечень значений задается через запятую и в круглых скобках. Например:
  • Var D: (Mon, The, Wed, Thu, Fri, Set, Sun);...{переменная D может принимать только указанные значения};

    Во внутреннем представлении значения данного типа кодируются целыми числами (начиная с 0). Таким образом, идентификатору Mon будет соответствовать значение 0, The - 1, Wed - 2 и т. д. Объявляя переменную перечисляемого типа сначала описывают новый тип, затем саму переменную. Например:

    Type: Day=(Mon, The, Wed, Thu, Fri, Set, Sun); {объявление нового типа}

    Var D: Day; ... {объявление переменной данного типа}

  • Отрезок - определяется как дипазон значений определенного вида. При описании отрезка также можно использовать конструкцию объявления типа, например:
  • Type Data=1...31; {диапазон одного из целых типов}

    Var DataN: Data;...

    Или эту же переменную можно объявить таким образом:

    Var DataN:1...31;...

    Для описания нестандартных порядковых переменных используют следующую конструкцию.

    Синтаксическая диаграмма конструкции <Объявление нестандартных типов порядковых переменных>

  • Стандартные типы - заданы следующие виды переменных:
  • - целые типы - в таблице приведены значения целых типов переменных:

    НазваниеОбозначениеДипазон значенийДлина внутреннего представления, байт
    ЦелоеInteger-32768...327672 (со знаком)
    Короткое целоеShortInt-128...1271 (со знаком)
    Длинное целоеLongInt-231...231-14 (со знаком)
    БайтByte0...2551 (без знака)
    СловоWord0...655352 (без знака)

    - булевский тип Boolean включает только два значения - false (0) и true (1), в памяти значения этого типа занимают целый байт;

    - символ - тип Char определяет набор символов по таблице ASCII (в таблице указаны 255 кодов, для большинства существует символьное представление, например буквы русского и латинского алфавита, специальные знаки - точка, запятая и др.)

Hosted by uCoz